Рождество Иоанна Предтечи.

Евангелие от Луки

Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их.

Ко­гда Неза­хо­ди­мое Солн­це прав­ды – Спа­си­тель наш вос­хо­тел вос­си­ять ми­ру и уже пре­кло­нил небе­са и все­лил­ся в чи­стей­шую де­ви­че­скую утро­бу, в это са­мое вре­мя долж­но бы­ло со­вер­шить­ся от неплод­ной рож­де­ние ден­ни­цы Его – свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи: ему, как про­воз­вест­ни­ку, над­ле­жа­ло пред­ше­ство­вать яв­ле­нию Гос­по­да, про­по­ве­дуя и го­во­ря: «идет за мною Силь­ней­ший ме­ня»(Мк.1:7).

И вот, ко­гда ис­пол­ни­лось свя­той Ели­за­ве­те вре­мя ро­дить, она ро­ди­ла сы­на в ста­ро­сти сво­ей, от за­ма­то­рев­шей утро­бы, как в древ­ней­шие вре­ме­на ро­ди­ла Сар­ра Иса­а­ка. Так од­но чу­до пред­ва­ря­ет дру­гое: преж­де чем Де­ва рож­да­ет Хри­ста, за­ма­то­рев­шая во днях сво­их рож­да­ет Пред­те­чу Хри­сто­ва, чтобы ви­дев­шие сверхъ­есте­ствен­ное рож­де­ние от со­ста­рив­шей­ся, по­ве­ри­ли и пре­есте­ствен­но­му рож­де­нию от небрач­ной де­ви­цы и ска­за­ли се­бе: «все­мо­гу­щая Дес­ни­ца Бо­жия, раз­ре­шив­шая неплод­ство ста­ри­цы, силь­на и нетлен­ную Де­ву со­де­лать чи­стою Ма­те­рью». По­то­му-то чу­дес­но­му рож­де­нию Спа­си­те­ля ми­ра пред­ше­ству­ет чу­дес­ное рож­де­ние Пред­те­чи. Это­му над­ле­жа­ло быть для то­го, чтобы од­ним чу­дом при­го­то­вить мир к вос­при­я­тию дру­го­го чу­да: уви­дев ма­терь, за­ма­то­ре­лую во днях сво­их, лю­ди ста­но­ви­лись бо­лее спо­соб­ны­ми к ли­це­зре­нию Прис­но­де­вы, ро­див­шей Сы­на; сде­лав­шись сви­де­те­ля­ми див­но­го рож­де­ния от пре­ста­ре­лой Ели­са­ве­ты, они при­уго­тов­ля­лись к ве­сти о «стран­ном» рож­де­нии Хри­ста от Де­вы. Ибо в том и дру­гом со­бы­тии, по во­ле Все­мо­гу­ще­го Бо­га, Ко­е­му по­ви­ну­ет­ся вся­кое есте­ство, «чин рож­де­ния пре­по­бе­дил есте­ства уста­вы»[1].

Ко­гда Ели­са­ве­та ро­ди­ла Пред­те­чу Хри­сто­ва, то все ее срод­ни­ки, со­се­ди и зна­ко­мые, услы­шав об этом рож­де­нии, ра­до­ва­лись вме­сте с нею, по­то­му что Гос­подь со­де­лал ей ве­ли­кую ми­лость – от­нял у нее «по­но­ше­ние бе­с­чад­ства». Так ис­пол­ни­лись сло­ва бла­го­вест­ни­ка Бо­жия ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла, ко­то­рый го­во­рил За­ха­рии: «же­на твоя Ели­са­ве­та ро­дит те­бе сы­на, и мно­гие о рож­де­нии его воз­ра­ду­ют­ся» (Лк.1:13-14). То­гда ра­до­ва­лись как срод­ни­ки За­ха­рии, так и те, кто ис­пол­нен был пла­мен­но­го ожи­да­ния Мес­сии Из­ба­ви­те­ля. Ибо хо­тя они и не зна­ли о со­вер­шив­шей­ся уже тайне во­пло­ще­ния Сы­на Бо­жия, од­на­ко дух их, окры­ля­е­мый под воз­дей­стви­ем Ду­ха Свя­то­го, – са­мым со­бы­ти­ем рож­де­ния Пред­те­чи та­ин­ствен­но по­двиг­нуть был на ра­дость, и они уви­де­ли в этом со­бы­тии как бы неко­то­рое уве­ре­ние в том, что до­ждут­ся ча­е­мо­го Мес­сии.

В 8 день по рож­де­нии Пред­те­чи при­шли свя­щен­ни­ки и род­ствен­ни­ки За­ха­рии в дом его для уча­стия в об­ря­де об­ре­за­ния мла­ден­ца; при этом они хо­те­ли на­звать его име­нем от­ца – За­ха­ри­ею. Но мать мла­ден­ца не со­гла­ша­лась на то; имея му­жа-про­ро­ка и ро­див­ши про­ро­ка-сы­на, свя­тая Ели­са­ве­та бы­ла и са­ма ис­пол­не­на про­ро­че­ско­го да­ра и по про­ро­че­ско­му пред­ве­де­нию на­ста­и­ва­ла, чтобы ее сы­на на­рек­ли тем име­нем, ко­то­рым по­ве­лел на­речь его ан­гел: от сво­е­го му­жа она не мог­ла слы­шать об этом, – ибо За­ха­рия воз­вра­тил­ся из хра­ма в дом свой, имея как бы свя­зан­ный язык, и не мог рас­ска­зать сво­ей су­пру­ге, что он ви­дел ан­ге­ла, ко­то­рый бла­го­ве­стил ему о за­ча­тии сы­на и по­ве­лел при этом на­речь ему имя Иоанн. Итак, на­став­ля­е­мая Ду­хом Свя­тым, свя­тая ма­терь на­зы­ва­ет мла­ден­ца Иоан­ном – про­ро­че­ски, как она и преж­де про­ро­че­ски по­зна­ла при­ше­ствие к ней Ма­те­ри Бо­жи­ей, ко­гда го­во­ри­ла: «И от­ку­да это мне, что при­шла Ма­терь Гос­по­да мо­е­го ко мне?» (Лк.1:43). То­гда свя­щен­ни­ки и род­ствен­ни­ки ста­ли зна­ка­ми во­про­шать За­ха­рию, как бы он хо­тел на­звать мла­ден­ца. Тот ис­про­сил до­щеч­ку и на ней на­пи­сал: «Иоанн имя ему» (Лк.1:63). И тот­час же от­верз­лись уста За­ха­рии и язык его раз­ре­шил­ся от уз немо­ты, и он стал го­во­рить, про­слав­ляя Бо­га. Все ди­ви­лись столь мно­гим чу­де­сам, ко­то­рых сви­де­те­ля­ми они бы­ли, – изум­ля­лись и то­му, что со­ста­рив­ша­я­ся ро­ди­ла мла­ден­ца, и то­му, что немот­ство­вав­ший отец мыс­лил о име­ни сы­на оди­на­ко­во с ма­те­рью, и то­му, что немой, по на­пи­са­нии име­ни, стал го­во­рить и на­пи­сан­ное ру­кой про­из­нес язы­ком, – как буд­то имя Иоан­на бы­ло клю­чом для уст от­ца, ко­то­рые, по­сле на­пи­са­ния За­ха­ри­ею это­го име­ни, от­верз­лись для про­слав­ле­ния Бо­га. Слу­шая ре­чи За­ха­рии, все ди­ви­лись и ужа­са­лись еще бо­лее и по­ве­да­ли о всём ви­ден­ном и слы­шан­ном во всей гор­ней стране иудей­ской, то есть в пре­де­лах свя­щен­но­го го­ро­да Хев­ро­на[2], в ко­то­ром был дом За­ха­рии.

Го­род этот с его пре­де­ла­ми, еще во дни Иису­са На­ви­на, от­де­лен был свя­щен­ни­че­ско­му пле­ме­ни Ааро­на. От Иеру­са­ли­ма он от­сто­ял на рас­сто­я­нии 8-ми ча­сов пу­ти и был рас­по­ло­жен немно­го даль­ше Виф­ле­е­ма на воз­вы­шен­ном ме­сте. «Гор­ним гра­дом» он на­зы­вал­ся из-за вы­со­ких гор, на ко­то­рых он был рас­по­ло­жен; при этом пре­де­лы его но­си­ли на­зва­ние «гор­ней стра­ны», как о том на­пи­са­но в Еван­гель­ском по­вест­во­ва­нии о пу­те­ше­ствии Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы к ее род­ствен­ни­це Ели­са­ве­те:«Встав же Ма­рия во дни сии(из На­за­ре­та Га­ли­лей­ско­го), с по­спеш­но­стью по­шла в на­гор­ную стра­ну, в го­род Иудин, т.е. в Хев­рон, и во­шла в дом За­ха­рии, и при­вет­ство­ва­ла Ели­са­ве­ту»(Лк.1:39-40).

Та­ким об­ра­зом, здесь-то в Хев­роне, в гор­нем гра­де ко­ле­на Иудо­ва, по­сре­ди на­гор­ной стра­ны, и про­ис­хо­ди­ли все те изу­ми­тель­ные и чу­дес­ные со­бы­тия, о ко­то­рых бы­ло го­во­ре­но вы­ше. И все слы­шав­шие об эти со­бы­ти­ях мно­го ди­ви­лись и с недо­уме­ни­ем ду­ма­ли: «что бу­дет мла­де­нец сей?»(Лк.1:66).

И ру­ка Гос­под­ня бы­ла с но­во­рож­ден­ным от­ро­ком, умно­жа­ю­щая в нем дей­ствие бла­го­да­ти Бо­жи­ей и со­блю­да­ю­щая его от ме­ча Иро­да. Ибо о чу­дес­ном рож­де­нии Иоан­на до­шел слух и до Иро­да, и он мно­го ди­вил­ся ему, го­во­ря в се­бе «что бу­дет мла­де­нец сей!» Ко­гда же ро­дил­ся Гос­подь наш Иисус Хри­стос в Виф­ле­е­ме иудей­ском и с во­сто­ка при­шли волх­вы[3] и рас­спра­ши­ва­ли о но­во­рож­ден­ном Ца­ре иудей­ском, то­гда Ирод, по­слав в Виф­ле­ем во­и­нов, с по­ве­ле­ни­ем из­бить там всех де­тей муж­ско­го по­ла, – вспом­нил и о Иоанне, сыне За­ха­рии, о ко­то­ром он слы­шал мно­го чу­дес­но­го, и стал раз­мыш­лять: «не он ли бу­ду­щий царь иудей­ский». По­это­му, тер­за­ясь зло­бою, он за­ду­мал убить и его, и с этою це­лью на­ро­чи­то по­слал убийц в Хев­рон, в дом За­ха­рии. Од­на­ко по­слан­ные не на­шли свя­то­го Иоан­на.

Ко­гда на­ча­лись в Виф­ле­е­ме без­бож­ные убий­ства де­тей, то глас и вопль, быв­ший в Виф­ле­е­ме, до­шел и до Хев­ро­на, от­сто­яв­ше­го от го­ро­да Да­ви­до­ва в неда­ле­ком рас­сто­я­нии; при этом здесь узна­ли и о при­чине быв­ше­го в Виф­ле­е­ме пла­ча. Свя­тая Ели­са­ве­та, взяв от­ро­ка Иоан­на, тот­час же по­спеш­но от­пра­ви­лась в вы­со­чай­шие го­ры пу­сты­ни ( в это вре­мя свя­той За­ха­рия на­хо­дил­ся в Иеру­са­ли­ме, ис­пол­няя при­лу­чив­шу­ю­ся чре­ду слу­же­ния сво­е­го). Со­крыв­шись в го­рах, свя­тая Ели­са­ве­та со сле­за­ми мо­ли­лась Бо­гу, про­ся Его за­щи­тить ее с от­ро­ком. И ко­гда, с вы­со­ты гор, она уви­де­ла при­бли­жа­ю­щих­ся во­и­нов, то возо­пи­ла, об­ра­тив­шись к ка­мен­ной ска­ле:

– Го­ра Бо­жия! при­и­ми ма­терь с ча­дом!

И тот­час рас­сту­пи­лась го­ра, при­ня­ла Ели­са­ве­ту с от­ро­ком Иоан­ном внутрь и, та­ким об­ра­зом, скры­ла их от на­сти­гав­ших убийц. Так во­и­ны, не най­дя ис­ко­мо­го, воз­вра­ти­лись к по­слав­ше­му их с пу­сты­ми ру­ка­ми. То­гда Ирод по­слал в храм к За­ха­рии ору­же­нос­ца сво­е­го ска­зать ему «от­дай мне сы­на тво­е­го».

Свя­той За­ха­рия от­ве­тил:

– Я слу­жу те­перь Гос­по­ду Бо­гу Из­ра­иле­ву, а где в на­сто­я­щее вре­мя сын мой, – то­го не знаю.

Ирод силь­но раз­гне­вал­ся и сно­ва по­слал к За­ха­рии ору­же­нос­ца ска­зать ему, что ес­ли он не вы­даст сы­на, то умрет сам. И при­шли к нему во­и­ны, сви­ре­пые, как зве­ри, го­то­вые со­вер­шить по­ве­ле­ние без­за­кон­но­го ца­ря, и с яро­стью го­во­ри­ли свя­щен­ни­ку Бо­жию:

– Где ты скрыл сво­е­го сы­на? Вы­дай нам его, ибо царь при­ка­зал нам тот­час же убить те­бя, ес­ли ты не вы­дашь нам сы­на сво­е­го.

За­ха­рия на это му­же­ствен­но от­ве­тил:

– Вы убье­те те­ло мое, Гос­подь же при­мет мою ду­шу.

И тот­час убий­цы, ис­пол­няя без­за­кон­ное по­ве­ле­ние, устре­ми­лись с яро­стью на свя­то­го и уби­ли его меж­ду цер­ко­вью и ал­та­рем (Мф.23:35). Про­ли­тая кровь его впи­тав­шись оста­лась на мра­мо­ре и сде­ла­лась как ка­мень, во сви­де­тель­ство пре­ступ­ле­ния Иро­да и его веч­но­го осуж­де­ния.

Меж­ду тем Ели­са­ве­та, со­кры­тая Бо­гом вме­сте с Иоан­ном, пре­бы­ва­ла в рас­сту­пив­шей­ся го­ре. В ней, по Бо­жье­му по­ве­ле­нию, об­ра­зо­ва­лась для них пе­ще­ра; вбли­зи нее явил­ся ис­точ­ник и вы­рос­ла фини­ко­вая паль­ма, пол­ная пло­дов. Вся­кий раз, как на­сту­па­ло вре­мя при­ня­тия пи­щи, де­ре­во пре­кло­ня­лось, – ко­гда же они на­сы­ща­лись пло­да­ми, сно­ва вы­прям­ля­лось. По про­ше­ствии 40 дней по­сле уби­е­ния За­ха­рии, свя­тая Ели­са­ве­та пре­ста­ви­лась в упо­мя­ну­той пе­ще­ре. С то­го вре­ме­ни свя­той Иоанн пи­та­ем был ан­ге­лом до сво­е­го со­вер­шен­но­ле­тия, хра­ни­мый до дня яв­ле­ния сво­е­го Из­ра­иль­ско­му на­ро­ду. Так хра­ни­ла и по­кры­ва­ла ру­ка Бо­жия свя­то­го Иоан­на, да предъ­и­дет он пред ли­цом Гос­под­ним, ду­хом и си­лою Или­и­ною, и уго­то­вит путь Ему, гря­ду­ще­му спа­сти род че­ло­ве­че­ский. За всё сие да сла­вит­ся Хри­стос, Бог и Спас наш, со От­цем и Свя­тым Ду­хом во ве­ки. Аминь.

Тропарь Рождеству Иоанну Предтече

глас 4

Пророче и Предтече пришествия Христова, / достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: / неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися / славным и честным твоим рождеством,// и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Кондак Рождеству Иоанна Предтечи

глас 3

Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Величание Рождеству Иоанна Предтечи

Величаем тя, / Предтече Спасов Иоанне, / и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

Молитва Рождеству Иоанна Предтечи

Святы́й Предте́че и Крести́телю Христо́в Иоа́нне! Пропове́дник сы́й покая́ния, ка́ющихся не пре́зри на́с, но моли́ся ко Влады́це Христу́ за на́с, недосто́йных рабо́в, уны́лых, немощны́х, во мно́гия грехи́ впа́дших. Сме́рти у́бо ча́ем, о гресе́х же на́